Сережа Хавро про New Order, полуобнаженных негров и музыку в стиле хаус

Каково было мое удивление, когда я не так давно узнал, что Электроник — это не только робот из советского фильма, и уж тем более не Electronik Supersonik, если кто-нибудь понимает, о чем я. Как оказалось, Electronic — это, в первую очередь, творческий союз двух мастодонтов британской музыки: Бернарда Самнера (New Order) и Джонни Марра (The Smiths)

Началом этого союза можно считать 1989 год, когда у супергруппы вышел первый сингл «Getting Away With It», записанный совместно с Нилом Теннантом (Pet Shop Boys) и изданный на легендарном лейбле Factory Records.

Эта песня — редкий феномен: ни один из музыкантов, несмотря на свой талант и популярность, не пытается выпихнуть другого из композиции. Здесь нет борьбы стилей и нелепых противоречий, скорее, наоборот, все трое идеально дополняют друг друга: танцевальный мотив от Самнера, ласкающая слух гитара Марра и скромный бэк-вокал от Теннанта — вишенка на этом торте из взбитых сливок и напускной меланхолии. Как результат — больше четверти миллиона проданных копий и 12 строчка UK Chart.

Через пару лет, в 1991, на растерзание критикам и алчным журналистам вышел дебютный альбом «Electronic». Как все и ожидали, после успеха «Getting Away With It» альбом получился славный. Второй сингл «Get the Message» выстрелил не на шутку.

Казалось бы, смесь Мэдчестера, классической гитары Марра и голоса Самнера, который ни с чем не спутаешь, это все какой-то безумный сон поклонника музыки Новой волны, однако, благодаря этому сну, проект Electronic заработал немало денег наяву. «Get the Message» занял первое место в US Billboard Modern Rock Tracks и 8 строчку UK Chart.

Сама дебютная пластинка получила статус золотой (было продано более полумиллиона копий) и завоевала множество восторженных отзывов, в том числе от Melody Maker и NME.

На мой взгляд, помимо двух упомянутых синглов, пристального внимания заслуживает всего один трек с альбома, «Tighten Up». Именно эта песня представляет собой сырую версию того, как будет звучать New Order в 2001 году на пластинке «Get Ready».

В 1992 Самнер, Марр и Теннант выпускают еще один сингл под названием «Disappointed». Фанатам Ретро-FM однозначно придется по вкусу. Ну, а глаз любителей здоровенных полуобнаженных чернокожих мужчин, без сомнения, порадует накачанный, раздетый по пояс негр, бегущий по полю навстречу судьбе, психоделическим узорам и молекулярной цепочке. Enjoy.

После двухгодового перерыва Бернард и Джон начинают работу над вторым альбомом, склонив к сотрудничеству Карла Бартоса из Kraftwerk. Результатом становится вторая полноформатная пластинка «Raise the Pressure», вышедшая в 1996 на лейбле Parlophone.

На втором альбоме звук стал более плотным и убедительным, чувствуется влияние Бартоса как стороннего продюсера. Несмотря на все это, «Raise the Pressure» получил довольно смешанные отзывы критиков, что лично для меня является загадкой. Вот, взять, к примеру, сингл «For You» с его потрясающей энергией, сменой настроения, невероятной легкостью и простотой.

Да, альбом получился слегка разноплановым, примерно 60% гитарных и 40% хаус-композиций, но такой, казалось бы, рискованный ход выставляет Electronic только в выгодном свете: парни одновременно хотели порадовать и застенчивых домоседов, и клубных завсегдатаев. Если взять каждую песню в отдельности, «Raise the Pressure» ничем не уступает первой пластинке. Именно об этом альбоме можно сказать как о полноценной совместной работе Самнера и Марра. По крайне мере, все гитарные композиции — это и есть тот самый счастливый сон поклонника Новой волны.

Electronic даже записали песню для тех, кто с нетерпением ждет в песнях момент, когда начинают подпевать чернокожие женщины. Седьмой сингл «Second Nature» из-за своего серьезного настроения стал негласным антиподом беззаботному «Get the Message», но смог занять лишь 35 строчку чарта.

Таким образом, «Raise the Pressure» получил статус серебряного альбома, хоть был ничем не хуже первого LP.

Третий альбом «Twisted Tenderness» с Распутиным на обложке является квинтэссенцией творчества Electronic и, к сожалению, последней точкой их сотрудничества. В качестве продюсера Electronic пригласили Нью-Йоркского ди-джея, Артура Бэйкера.

Звучание последнего альбома стало еще плотнее, гитары стали более жирными, а электронные биты сменились живыми барабанами. Альбом стал почти единой композицией, уже очевидно являющейся прототипом «Get Ready».

В «Twisted Tenderness» появилось больше живых инструментов (к примеру, губная гармошка в сингле «Vivid»).

Марр подошел с более тщательным усердием к тому, что умел лучше всего — к гитаре.

А Самнер вместе с Бейкером всерьез занялся звуком, поработал с эффектами, добавил кучу интересных мелочей, но появилась одна проблема: это был уже не Electronic. Это была гитарная музыка, лишь слегка приправленная синтезаторами и семплами. Из песен Самнера и Марра испарилась хаус-составляющая, а без нее пропала и идея супергруппы.

Последний альбом стал прекрасным завершением удивительного союза двух гениальных музыкантов. «Twisted Tenderness» — это даже не пластинка, это короткая встреча двух старых приятелей, которые решили напоследок показать желторотым юнцам, как надо играть рок.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы