Cайт HLEB постоянно «падает»: делимся личным опытом и советами от программистов

У нас есть проблема: сайт HLEB грузится по десять минут и «падает» почти каждый день, в марте он «лежал» две недели. Всё это время мы искали причины, решали локальные проблемы, советовались с экспертами — и нашли ребят из интернет-агентства Goodwork Гришу Минжуренко и Славу Козлова. Именно с ними мы решили разобраться, что происходит. Во-первых, они классные, во-вторых, хорошо делают свою работу. У них в портфолио: сайты для «Самбери», «Газпрома», «Раз Два», «Моделона», «Редкома B2B». Они нам объяснили, почему с сайтом всё так плохо, как найти хорошего программиста, сэкономить деньги и с чего вообще начинать создание площадки.

HLEB «лежит», редакция плачет

HLEB: Как только в августе прошлого года сайт возобновил работу, начались сбои. В основном, из-за большого трафика или количества материалов, которые мы загружали. Читатели присылали нам скрины страницы с надписью «Ошибка 500» и грустным котиком. Мы как авторы и редакторы вообще не понимали, что делать в такой ситуации.

Гриша: Это очень частая проблема. Программисты пишут сайт, делают админки, выбирают сервер и так далее, а потом отдают всё клиенту — и дальше как хотите. Но любой сайт рано или поздно начинает давать сбои: как бы хорошо вы его не написали. Для решения проблемы есть два варианта: либо нанять штатного программиста, и он, находясь в вашей тусовке, понимает примерно, как всё устроено и что вам нужно. И другой вариант — встать на техническое обслуживание к студии. У нас много примеров, когда мы делаем заказчику сайт и потом ведём его на постоянной основе.

Слава: Например, мы мониторим скорость загрузки наших сайтов. 1-2 секунды — это норма, если уже 4 — значит нужно что-то делать.

HLEB: К сожалению, у нас нет в штате программиста, а на тот момент не было даже доступа к серверу — все права были у создателей сайта, которые находятся в Москве. Без этого специалисты не могли понять, в чём проблема, а мы получили часть паролей только спустя несколько месяцев. После этого попросили помочь знакомых, двое из них отказались работать, потому что «это сложно и будет дорого стоить». Тогда бывший главный редактор HLEB Полина Овчаренко сделала невозможное — через коды и сложную структуру она сама нашла решение проблемы: почистила бэкапы сайта [резервные копии], которые забивали память. Проблему с ошибкой 500 мы решили. Но начались другие, как их исправлять — было уже совсем не понятно.

Гриша: Проблема в том, что у вас самописный сайт. То есть программист делал для него авторский код. Это, конечно, позволяет расширить возможности. У вас же много интерактивных форматов: карточки, игры, тесты — это как раз самописные вещи. Но проблема в том, что люди не знают, как с этим работать без программиста.

Слава: У авторского кода может быть ещё и очень плохое качество. Хорошее — это когда программист пишет код так, что следующий программист может разобраться хотя бы за день-два, что написано. А иногда люди переменную называют странно. Вот он посмотрел в окно, а там птичка на дереве сидела, и он называл её bird. Хотя по факту эта переменная для другого создана. Или называет переменные «A», «B», «C», и не понятно, что у него в них находится. Поэтому первая ошибка — это отношение к коду.  Вторая — необоснованный выбор технологии разработки, это когда для лендинга [одностраничного сайта] выбирают какую-то сложную платформу. Так же существует такая проблема, когда программисты пишут свою админку «на проект» и после сдачи никак её не дорабатывают.

HLEB: Да, с этой проблемой мы и столкнулись. Например, чтобы менять главную страницу, убирать «кошку главного редактора», нужно было лезть в код, где мы могли удалить важный элемент сайта. HLEB продолжал периодически «падать», но проблема уже была в сервере — тут мы ничего не могли сделать и просто ждали. А потом в марте закончилась подписка на виртуальной машине, и нас отключили. Чтобы возобновить её, мы две недели ждали доступов, паролей, обновляли подписку. Сейчас у нас продолжается «война». В какой-то момент мы поняли, что закончится она тогда, когда мы полностью переделаем сайт. Теперь только вопрос в цене.

Гриша: Учитывая, что это и новый дизайн, и перенос старого контента, то это полный цикл разработки. Это обойдётся тысяч в 300-350, плюс у вас есть интерактивные форматы — их так просто не переработаешь.

Слава: И его нужно будет не только заново сделать, но после этого ещё и на техническое обслуживание поставить к тем людям, которые это сделали.

Как сделать сайт раз и навсегда (спойлер: никак)

HLEB: Мы копим на новый сайт, но с чего вообще начать его разработку? Как вы работаете с клиентами?

Гриша: Сначала мы разговариваем с человеком: спрашиваем, зачем ему сайт, какие есть бизнес-процессы, как он будет его использовать. Вот у кого-то, например, интернет-магазин. Что ему нужно, какие у него проблемы? Нам нужно понять, как у него это всё устроено, сделать удобную админку и ускорить процесс его работы. И вам нужно изначально сказать программисту: я буду на этом сайте постоянно что-то менять. То есть договориться об изменении блоков. Хотя обычно, хороший специалист узнаёт это сам.

HLEB: А как понять, адекватный программист или нет?

Гриша: Если программисту от вас ничего не надо и он просит «отдать дело профессионалу», то стоит задуматься.

HLEB: А если мы хотим сэкономить? Попросить знакомого, например, или нанять фрилансера?

Слава: История про «мне мой знакомый сделает» не подходит. Так как у вас с ним какие-то связи, то он возьмёт с вас меньше денег и поэтому сделает всё хуже, чем обычно. Тем более работать с одиночками — это сложнее и иногда даже дороже. Вам сначала нужно будет найти web-дизайнера.

Гриша: Я очень часто сталкивался с тем, что люди считают, что web-дизайн и графический дизайн — это одно и то же. Клиенты приходят к нам и говорят: у нас дизайн есть, его сделал наш друг, сделайте по нему сайт. И вот программисты садятся, и ты слышишь, как они ругаются: потому что не соблюдена сетка или какие-то простые правила.

Идти в студии за созданием сайта выгоднее. Но многие сначала идут на фриланс к дизайнеру, а потом на фриланс к программисту. И удивляются, почему так дорого взял программист. Дело в том, что в студии с клиентом общается специалист, который одновременно на связи и с программистом, и с дизайнером. И когда клиент хочет чего-то, специалист сразу высчитывает, сколько это будет стоить и какая сложность реализации. А дизайнер на фрилансе не понимает, во сколько эта реализация технически обойдётся клиенту. У него главная задача, чтобы его работу приняли и заплатили деньги — всё, потом он свободен. Дизайнеру в студии нужно, чтобы работу приняли, но на этом всё не заканчивается. Если он сделал это плохо, коллеги будут его мучить ещё очень долго.

HLEB: Когда сайт вот так «лежит» по несколько дней, мы думаем всё бросить и сделать его своими силами на «Тильде». Это вообще возможно?

Слава: Вы же делаете крутое медиа — это продукт, с которым пользователь постоянно взаимодействует. У вас есть посетители, которые вас любят, каждое утро просыпаются и сразу же открывают hleb.asia, есть те, которые заходят к вам в первый раз или раз в месяц. Для того, чтобы возвращать человека, нужен хороший UX-дизайн [дизайн пользовательских интерфейсов]. Для этого нужен хороший специалист, который должен понимать, что вот эта кнопочка должна быть именно здесь и больше нигде, потому что она логична и пальцем до неё удобно тянуться.

Гриша: «Тильда» неплохой инструмент для сайтов-портфолио, сайтов-визиток. Для этого она была сделана и для этого её и используют. Есть люди, которые говорят: я молодец, я себе на «Тильде» сделаю и интернет-магазин, и корпоративный портал. И они сталкивается с проблемами функционала, ведь он зависит от разработчиков «Тильды», которые находятся где-то там, далеко. Потом люди сидят, долго думают, как расширить возможности, в итоге приходят к нам и говорят: у нас есть сайт на «Тильде», нам его нужно оттуда убрать и сделать свой.

Поэтому для крупных сервисов она плохо подходит.

Слава: Ну да, ещё бы фейсбук написали на «Тильде». Я думаю, что она нужна, чтобы попробовать выйти на рынок. Есть, например, дяденька в Хабаровске, который продаёт вещи. И вот он решил выйти в интернет. И чтобы прощупать — будет ли спросом пользоваться сайт, имеет ли смысл начинать — можно закинуть удочку через «Тильду».

HLEB: Понятно, что за качественный продукт нужно платить хорошие деньги и не выкручиваться. Но у HLEB был крутой сайт до определённого момента. Теперь вот он нуждается в переработке. Как нам сегодня сделать сайт, который потом не нужно будет переделывать?

Слава: Во-первых, это будет очень дорого стоить.

Гриша: Да, высокая цена у любого видоизменяющегося сайта — медиа это или магазин. Здесь, чтобы твой сайт постоянно приносил пользу, самое главное — это быстро перестраиваться под современные реалии. То есть продумать всё никогда не возможно, в итоге какую-то маленькую мелочь вы всё равно упустите или что-то поменяется.

Приведу пример с дизайном. Два года назад был тренд с ориентацией на широкие мониторы. Мы тогда думали: ну вот она, эпоха настала, весь интерфейс будет влазить в один экран, каждый будет покупать большие девайсы и мы классно заживём.

Спустя два года реальность поменялась: все приобрели ноутбуки в 13 дюймов, планшеты, телефоны — и всё, рынок изменился. Поэтому нужно постоянно мониторить тренды. Нет такого понятия — вечно работающий сайт.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы