Люди и здания: как мы влияем друг на друга

Здания только на первый взгляд кажутся неподвижными. На самом деле они представляют собой сложную систему, которая постоянно меняется в зависимости от желаний и потребностей человека. Но процесс этот не односторонний: на человека тоже влияют здания, которые его окружают. Британский художник Алекс Шведер прочитал в Институте «Стрелка»лекцию о том, как перформанс помогает разобраться в этих сложных взаимосвязях

Здание существует благодаря человеку. В свою очередь, сознание человека формируется отчасти под влиянием дома, в котором он живёт. Переезжая в новое место, он всегда немного меняется, а после этого адаптирует здание, подстраивая его под нового себя. Такое динамическое взаимодействие между домом и человеком лежит в основе архитектуры перформанса.

Архитектура заполнена живыми людьми, она именно для этого и создана. Каждый день в доме или в офисе мы совершаем определённый набор ритуалов, это называется «программой здания». Дома мы спим, завтракаем, моемся в душе. В офисе — работаем, проводим встречи, кричим в телефонную трубку. Зная предназначение определённого здания, мы знаем и его «скрипт» и поэтому ведём себя соответствующим образом.

В течение нескольких лет я изучал то, как случайный гость или постоянный обитатель меняет пространство вокруг себя и, наоборот, как это пространство меняет человека. Взять, например, советскую коммуналку. Это очень интересное явление, которое отражало процессы, происходившие в то время в стране. В таких пространствах люди вели себя не так, как в обычных квартирах. На них влияло не только то, что они были вынуждены делить жилплощадь с кем-то ещё, но и то, что они не могли выбирать соседей. Здесь совершенно иначе формировались связи между людьми и их модели поведения.

У меня накопилось множество работ в жанре архитектурного перформанса, и я подумал, что будет интересно разделить их на несколько категорий.

Здания, которые являются перформансом

Под эту категорию подходят работы, которые посвящены тому, как здания формируют отношения между людьми. Хороший пример — перформанс «Противовес совместной аренды». Это макет многоэтажки, в которой каждый блок представляет какую-то комнату: наверху, например, ванная, ниже — кухня, рабочий кабинет и так далее. Я и мой сосед связаны одной верёвкой, поэтому, если я отправлюсь на кухню, то он будет вынужден спуститься в ванную. А когда он захочет побыть у себя в комнате, то мне придётся побыть в своей. Если мы решим встретиться, то нам надо остановиться и ничего не делать. Эта работа наглядно показывает, как сильно люди зависят друг от друга, особенно когда живут в одном пространстве.

Здания, которые представляют сами себя

Следующий проект был осуществлён в 2006 году, когда я только начал работать в жанре архитектуры перформанса. Он называется «Совокупность повседневных пространств». Это помещение площадью 500 квадратных метров, разделённое на четыре комнаты. В каждой из комнат установлен таймер; когда он срабатывает, то объекты, размещённые внутри неё, начинают надуваться. В комнате становится очень тесно, и когда этот процесс достигает пика, то объекты сдуваются и падают друг на друга. Никогда нельзя заранее предугадать, как именно они упадут и как будет выглядеть комната в финале, поэтому эта работа символизирует хаос, в котором мы живём.

Материальная форма архитектурного времени

В этой категории собраны работы, в которых люди живут не в обычном, а в архитектурном времени. В качестве примера можно привести студию в Техасе, на месте которой раньше была мясная лавка. В помещении, где хранилось мясо, температура всегда была на десять градусов ниже, чем в остальных. Мы придумали перформанс, во время которого посетители будут вдыхать воздух в комнате, а выдыхать в хранилище, и они должны делать это до тех пор, пока температура воздуха в них не сравняется. Этот процесс замедлял действия людей в помещении, позволял им оказаться в том же течении времени, что и архитектура.

В связи с новогодними праздниками «Городской конструктор» решил вспомнить один из самых известных новогодних перформансов, связанных с архитектурой.

13 января 1931 года в нью-йоркском отеле Астор прошёл необычный бал. В рекламных брошюрах говорилось, что любой желающий, заплативший 15 долларов (а во времена «Великой депрессии» это были очень большие деньги), сможет увидеть невероятную выставку современного искусства, в которой будут элементы «модернизма, футуризма, кубизма, альтруизма, феминизма и мистики». Когда люди, купившие билеты, приехали в назначенное время в отель, то увидели двадцать самых известных американских архитекторов, наряженных в нью-йоркские небоскребы, которые они проектировали. Таким образом, они представляли собой в буквальном смысле оживший город.

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».
Фотографии: Alex Schweder, Dominic Robinson, Anne Wu, pandiscio.com.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы