Выставка #поэзия_всего: как перевести стихотворения в видео, инсталляцию и танец

С 20 по 24 апреля в Хабаровске, а затем и во Владивостоке, пройдёт выставка визуальной и медиапоэзии #поэзия_всего. На ней язык стихотворений по-разному представят художники, поэты, видеографы и танцоры. HLEB поговорил с участниками проекта о том, как они переводят поэтические тексты в произведения других искусств.
Светлана Тикова
видеограф

У меня для работы есть стихотворение Алексея Сальникова. Оно небольшое — я должна уложить текст в визуальный ряд длиной в минуту. Текст очень метафоричен, неконкретен, он будит наши ощущения. Когда я читаю, у меня в голове потоком всплывают образы. Поэтому моя задача — снимать не повествовательный фильм. Я должна найти визуальный ряд, который бы дополнительно это стихотворение визуализировал. Иначе говоря, есть краски, а я добавляю к ним ещё и аромат. Сложность состоит в том, что у меня всего одна минута, а стихотворение настолько широкое: это как космос запихнуть к себе в сумочку.

Я люблю очень много снимать видео, где бы я ни была: путешествую я на велосипеде по утрам или уезжаю за границу. Постоянно что-то фотографирую и параллельно собираю видео. Вообще, я уже сняла два игровых фильма для «Точки возврата», снимаю документальные фильмы. То есть я знаю, что собранный материал может быть необходим для какого-то осмысленного кино. И вот эти обрывки ощущений и путешествий я отобрала и выставила на таймлайн. Здесь также нужно перемену кадров сочетать с ритмом поэтической строки.

Также я хочу сама озвучить стихотворение, уже выбрала интонацию. Я покрутила материал, попыталась понять, что было важно для автора, нужные акценты нашла. Нужно понимать, что каждый чтец по-новому воспринимает любое произведение. И я это стихотворение попыталась понять по-разному, найти в нём свои чувства. 

Вероника Янышева
художник

Я делаю инсталляцию. Есть такая программа — «Облако слов». Туда загоняешь стихотворение, и программа выдаёт самые повторяющиеся слова из текста. Мы так сделали со сборником Бродского «Остановка в пустыне». Теперь я создаю каркас со сферой со словами внутри. По сути это будет такое облако слов Бродского. Обычно я рисую классическую графику, а это для меня повод посмотреть на творчество с другой стороны.

Вообще получились слова, которые сами по себе ни о чём не говорят, много местоимений, предлогов, мало существительных. Я ожидала другой набор, и, кажется, невозможно из этого хаоса собрать какой-то смысл. И ты не догадаешься, о чём был текст. Это очень общие слова, но, с другой стороны, круто, что из таких несущественных слов поэт создаёт огромное произведение, из простого он создаёт нечто сложное.

Я читала до этого поэзию Бродского — сложно с ней хоть раз не познакомиться. Я не фанат, но некоторые вещи мне нравятся, нравится его язык. И интересно было похулиганить именно с ним: с Пушкиным или с Есениным это выглядело бы как-то глупо, неестественно. А Бродский — он и сам хулиган, свободный, открытый поэт, к нему можно по-разному подойти.

Анастасия Меркурьева
хореограф, руководитель школы ирландских танцев

Нас попросили переложить классические поэтические размеры на стэповые связки. Мы танцуем в ритме каждого размера, строим ритмический рисунок и подбираем движения, чтобы собрать какую-то связку. У нас пять размеров и для каждого отдельный человек. 

Это довольно интересный опыт, потому что, по сути, это небольшая тренировка для мозга. Некоторые преподаватели по танцам иногда устраивают мастер-классы по импровизации, и они тоже задают ритм, а ты должен сочинить связку. Некоторые поэтические размеры не характерны для стандартных размеров в ирландских танцах, с ними пришлось подумать. Другие размеры вписывались идеально, и нам оставалось танцевать часть из каких-то традиционных сетов. Для других мы собирали отдельные наборы движения. 

Все привыкли думать, что поэзия и танцы — совершенно отдельные виды искусства. А здесь это объединит их, будет наглядно, с визуальным и даже танцевальным рядом. Я лучше разбираюсь в предмете, если вижу его наглядно. Например, если бы мне эту тему объясняли именно так, а не как на уроках в школе, мне было бы интереснее знакомиться с поэзией, её ритмами.

Фото:  Сергей Макогонов
Фото:  Сергей Макогонов
Лина Корнеева и Алёна Михеева
BANG! Creative group, дуэт двух дизайнеров

Наша работа называется «Парадигма №40». Мы разложили стихотворение на несколько слоев восприятия и отразили каждый из них в объекте. Визуальная часть произведения — это то, что человек видит еще до прочтения (буквы, слова). Буквальный образ — картина, возникающая у читателя, зрителя в голове после прочтения стихотворения, и его интерпретация. Абстрактный слой — эмоции, которые вызывает произведение. Суть — то, что остается после нескольких прочтений, основа стихотворения, один образ, который пронизывает лейтмотивом.

Арт-объект представляет собой инсталляцию из 11 параллельно стоящих стекол. Они закреплены на деревянной подставке. Стоящие одно за одним стекла подчёркивают идею множества подтекстов одного произведения. Сам рисунок на каждом из слоев выполнен в смешанной технике. В итоге они складываются в общую картину.

Сначала мы проанализировали текст, и в обсуждении у нас сложился общий образ будущей работы. Подготовили эскизы, еще раз утвердили идею и убрали все лишнее. Затем как обычно разделили между собой работу: Алёна отвечает за контуры, а я за цветовое решение. 

Мы работаем над произведением поэта и писателя Алексея Сальникова. Когда мы в первый раз читали текст, то больше бросилась в глаза его метафоричная сторона. Возможно, это издержки творческой профессии с нашим вечным поиском тайных смыслов. Поэтому прямой конкретики мы не увидели, в отличие от пары наших друзей, которым мы показали это стихотворение.

Прежде чем приступить непосредственно к обсуждению того, как мы будем визуально воплощать наши мысли, мы всегда опрашиваем близких о том, что они думают по поводу стихотворения. Это очень важный и интересный этап, так как зачастую мысли кардинально разные. Кто-то видит очень реалистичную и буквальную картину, а кто-то сразу погружается в метафору. Мы же со своей стороны стараемся объединить все эти мысли и отобразить в работе, чтобы каждый зритель мог найти в ней что-то для себя.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы