HLEB.ASIA
Зимняя режиссёрская лаборатория 2019
Западные творцы на сцене Хабаровского краевого театра драмы
Уже второй раз на прокачку Хабаровского краевого театра драмы приехала Зимняя режиссёрская лаборатория. Это молодые режиссёры (в этот раз все почему-то из Питера), которые ставят эскизы спектаклей всего за пять дней, и профессиональные критики, которые их оценивают. Какие-то работы дорабатываются и попадают в репертуар, какие-то — нет. Автор HLEB Владислав Титяев посмотрел все эскизы и прослушал все лекции — переживите эти дни вместе с ним и сделайте выводы о том, какой эксперимент поставил театр драмы и как он может благодаря этому измениться.
День первый. Открытие
Лаборатория началась с лекции «Соединённые штаты Сибири» редактора новосибирского журнала «Около», члена ассоциации театральных критиков России Оксаны Ефременко. Оксана рассказала о театральном феномене Новосибирска, познакомила слушателей с историей новосибирских театров. Главная проблема местного театрального контекста — в невозможности существования и развития независимых площадок. Самыми жизнеспособными были и остаются государственные театры, конкурировать с которыми независимые режиссёры и студии не могут по ряду причин, в том числе финансовых. Эта проблема свойственна практически каждому провинциальному городу России.
День второй

Лекция «Активный зритель сегодня. Как это бывает»
Редактор интернет-блога «Петербургского театрального журнала», член ассоциации театральных критиков Татьяна Джурова рассказала о феномене активного зрителя в современном театре, о том, что такое иммерсивный спектакль и чем он отличается от традиционного, о наиболее ярких режиссёрских работах в этом жанре. Большая часть из них представлена в Москве и Санкт-Петербурге, однако Джурова также упомянула спектакль-контакт хабаровского ТЮЗа «Мария и я».
Эскиз спектакля «Алексей Каренин», режиссёр — Антон Безъязыков
Это спектакль по пьесе уральского драматурга Василия Сигарева, написанной по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Фокус внимания смещён на фигуру супруга Анны Алексея — человека, переживающего измену. Антон Безъязыков, как он сам признаётся, преследовал лишь одну цель: показать историю Каренина глазами его девятилетнего сына Серёжи, который своими по-детски наивными вопросами пытается добиться от героев взрослых ответов. Такое режиссёрское решение вызвало бурное обсуждение. Многие зрители указывали на то, что в эскизе совсем не было заметно режиссёрской работы как таковой и что всё походило на банальную читку. В защиту Безъязыкова выступили члены ассоциации театральных критиков.
Эскиз спектакля «Чёрный монах», режиссёр — Денис Хуснияров
С малой сцены театра драмы плавно перемещаемся на большую, где режиссёр Денис Хуснияров представил эскиз по пьесе Петровой и Фёдоровой на одноимённое произведение Чехова. В первую очередь в глаза бросился контраст между величиной малой сцены и большой. Однако атмосфера камерности сохранилась и здесь. В центре сюжета магистр Андрей Коврин, утомлённый городской суетой и решивший погостить в деревне у знакомых. Но там расстройство нервов и увлечённость легендой о странствующем по свету чёрном монахе только усугубляется, и Коврин начинает видеть галлюцинации: ему является тот самый монах и начинает влиять на его поступки. Вечные вопросы о гениальности, безумии, мании величия, смысле жизни и человеческом предназначении в интерпретации режиссёра порой раскрывались с неочевидных сторон. Хуснияров использовал световое оборудование с подвижным каркасом как декорации сада, а крутящуюся платформу — как способ смены мизансцен; Чёрный монах предстал в образе современного подростка, танцующего под Prodigy.
День третий

Лекция «Событие и герой: как изменяется отношение к этим ключевым понятиям в драматургии и театре сегодня»
В последний день работы лаборатории выступил театральный критик и театровед, помощник руководителя МХТ имени Чехова Павел Руднев. Это не первый визит Павла в Хабаровск, и он снова порадовал слушателей своими точными и ёмкими цитатами по теме лекции, а также большим списком литературы, способным закрыть потребность в книгах на несколько месяцев вперёд. Павел Руднев рассказал слушателям об эволюции события и героя в современной драматургии. По его словам, всё чаще событием на сцене становится либо факт отсутствия события, либо перенос его в пространство зрительного зала, когда реакция публики и есть главное событие. В то же время герой больше не хочет быть героем, сменяя активную позицию на пассивную, становится частью концепции вынужденного героя, когда вопреки его желаниям обстоятельства диктуют ему способы реакции на них.
Эскиз спектакля «Новые страдания юного В.», режиссёр — Мария Селедец
И вновь малая сцена, только на этот раз вместо минималистичных декораций и невзрачных костюмов — настоящая дискотека 80-х с яркими рубахами, синими джинсами, гитарами и огромным диско-шаром. Эскиз поставлен по пьесе Ульриха Пленцдорфа — по мотивам сентиментального романа в письмах Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания молодого Вертера». Режиссёр преобразил текст пьесы: вместо печальной истории подростка-нонконформиста возникла хулиганская, бунтарская вакханалия. В неё изящно вплелась сюжетная линия отца, идущего по следам приключений своего сына, который покинул родные пенаты в поисках своего предназначения. Как и в «Чёрном монахе», здесь поднимается тема гениальности и критерии её оценки. Повествование вышло несколько рваным, впрочем, целостность истории не потерялась. Периодически она разбавляется шутками, музыкальными и танцевальными вставками, поэтому смотреть эскиз легко и приятно. Не всем это понравилось: некоторые зрители постарше не остались довольными. Несмотря на то, что эскиз охватил только треть текста оригинальной пьесы, оставив открытый финал, история выглядит полноценной, а конец — очевидным.
Эскиз спектакля «Братья Карамазовы», режиссёр — Степан Пектеев
На завершающую фестиваль постановку пришло больше всего зрителей. Режиссёр поставил амбициозную задачу: осмыслить «Братьев Карамазовых» в эскизе продолжительностью менее часа. В итоге у него получилась очень атмосферная, даже кинематографичная картина. Однако некоторые зрители на обсуждении после спектакля отметили, что режиссёр строил эскиз шаблонно и спекулировал некоторыми приёмами. Кому-то не хватило зрительного контакта актёра со зрителем. Как и в случае с предыдущим спектаклем, бурное обсуждение длилось не меньше самого эскиза — а это один из показателей успеха.
Оценки и итоги
После каждого эскиза зрителями предоставляли возможность решить судьбу постановки путем голосования. Итоги размещены на официальном сайте театра драмы.

Название эскиза спектакля

«Алексей Каренин»

«Чёрный монах»

«Новые страдания юного В.»

«Братья Карамазовы»
Оставить всё как есть


36 %

3 %

25 %


38 %
Доработать и оставить в репертуаре

61 %

66 %

54 %


52 %
Забыть как страшный сон

3 %

27 %

21 %


10 %

Наибольший резонанс вызвал эскиз «Чёрный монах», а готовым к сцене лучше других посчитали «Братьев Карамазовых». Окончательное решение о включении спектаклей в репертуар будет принимать театр в лице художественного руководителя.
Вместо вывода
Формат экспериментальных театральных лабораторий прижился в Хабаровске. Одни театры привыкли к такому взаимодействию, другим только предстоит его принять. Среди аудитории не так много обыкновенных зрителей — по большей части это всё ещё люди, так или иначе относящиеся к театру: актёры, режиссёры, студенты института культуры, журналисты и блогеры. Однако с каждым годом лаборатория привлекает всё больше людей, а объявленный в России Год театра должен развить и расширить театральную тусовку города.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы