10 мифов о журналистах

Каждый день мы что-то читаем, смотрим репортажи и слушаем радиоэфир. Но кто все эти люди, что делают новости и живут по ту сторону дисплеев и приемников? HLEB собрал 10 распространенных мифов о журналистах и попросил коллег из хабаровских СМИ их прокомментировать

Миф #1 Журналист знает всё

Вячеслав Коренев
шеф-редактор медиахолдинга «Губерния»

Журналист — это профессиональный «всезнайка», то есть человек, что-то знающий обо всём, причем знающий именно «что-то». Углубленное знание вопроса журналисту (как бы над этим ни иронизировали представители других профессий) вредит: у него теряется «свежесть восприятия». То есть он уже не чувствует, что именно интересно обычному зрителю, слушателю или читателю. Особенно это видно на примере «паркетчиков» и спортивных журналистов: их материалы, как правило, наполнены всяческими штампами или профессиональными терминами. Нормальный человек вообще не в состоянии понять, о чем они говорят и что имеют в виду. А они сами настолько хорошо знают предмет, что уже не в состоянии снизойти на уровень «простых смертных».

Как ни странно, очень похоже работают начинающие журналисты, не знающие вообще ничего: они нахватались умных слов от «старших товарищей» и собирают свои сюжеты из кубиков, даже не вдумываясь в смысл. Хороший журналист — это «золотая середина». Он должен не знать предмет досконально, а уметь добывать информацию о нем, разбираться и пересказывать обычному человеку простыми и ясными словами. И всё «пробовать на зуб», то есть судить о том, насколько это интересно и понятно среднестатистическому гражданину. Для этого требуется не столько знание предмета, сколько знание жизни (и, конечно, русского языка). Поэтому так часто добиваются успеха журналисты без диплома: они где-то работали, жили, любили, ругались, служили в армии, ездили по стране — и только потом пришли в журналистику. Они могут не знать какие-то термины, зато они знают людей.

Миф #2 Все журналисты продажны и обслуживают чужие интересы

Артем Штанов
главный редактор интернет-издания HLEB

Это неправда. Журналисты (чаще всего) не продаются, продается издание, для которого они пишут. Любой нормальный журналист хочет свернуть горы и донести что-нибудь полезное, важное или интересное до аудитории. И вопрос «кому продаться?» вряд ли возникает в его голове каждое утро. А вот СМИ в целом — такой же бизнес, как и ларек с фруктами. Чтобы жить, любое издание должно продаваться. Проблема в том, что есть несколько возможных вариантов «продажи себя».

Самый лучший — когда издание продает свою аудиторию рекламодателю. Желательно — еще и пытается разобраться в том, что нужно рекламодателю, что — аудитории, и эти интересы как-то совмещает. Это не всегда получается, но к этому нужно стремиться. Это называется рекламной моделью. Коммерческий отдел и редакция постоянно спорят: первые хотят продать всё и всем, вторые — сохранить правильный баланс. Это всё нормально, так и должно быть. В этом случае издание обслуживают интересы двух аудиторий — своих читателей и рекламодателей, журналисты здесь совершенно свободны (в рамках УК РФ). Это самая лучшая (и сложная) модель, по которой СМИ могут зарабатывать деньги. Есть еще другие, которые гораздо более распространены.

Самая популярная модель в России, и в Хабаровске в частности — когда вам дает деньги условный «Белый Дом». В этом случае СМИ обслуживает конкретные интересы людей, которые дали ему деньги, не особо заботясь о своей аудитории. Поэтому многие пишут неинтересные тексты про разные совещания и не пишут про то, что дома для подтопленцев построены через жопу.

В этой схеме много плюсов для издания в целом: меньше риски (финансовые), стабильность (относительная), высокая рентабельность. Не нужно искать рекламодателей, придумывать для них идеи, что-то согласовывать. Даже аудиторию можно не растить. Как мне кажется, субсидии даются совсем не тем, у кого самая большая (или подходящая по соцдему) аудитория, а тем, кому надо.

Кстати, эта ситуация многим журналистам не нравится — потому что нужно писать неинтересные тексты и не писать важные. Но выбора нет: маленький рынок, уходить часто некуда.

Краткий вывод: продажных журналистов мало, продажных СМИ — много, журналист, к сожалению, пытается обслуживать интересы двух сторон — аудитории и того, кто дает деньги. Если деньги приносят сами читатели или реклама — это хорошо, если деньги на СМИ дает конкретный человек или организация — это чаще плохо, чем хорошо.

Миф #3 Работать журналистом легко

Петр Молотов
главный редактор информационного агентства «Открытый город»

Многие люди, которые приходят в журналистику, думают, что смогут бесплатно ходить на концерты, тусовки, пить бесплатные коктейли и есть фуршетную еду. Это распространенное заблуждение. Да, несомненно, это всё есть, только не в таком большом количестве, как представляется изначально. Хотя есть специальные журналисты, которые именно этим и занимаются (например, фуд-критики) и получают соответствующие расходы на это. Процентов 90 корреспондентов просто делают рутинную работу без «вкусняшек».

Некоторые думают, что в профессии журналиста значительную часть занимает талант или уникальные способности — мастерское владение словом, умение подать себя, дикция, эрудиция и так далее. Это всё имеет место, но одна из главных способностей журналиста — работоспособность в нестандартных условиях и ситуациях. Даже если человек не очень талантлив, он может стать хорошим журналистом только из-за этого качества.

Миф #4 С журналистами лучше не связываться

Софья Епифанова
журналист, ведущая программы «Свободное время»

Есть несколько причин, по которым не стоит связываться с журналистами. Первое — если в вашей жизни ничего не происходит, второе — если вы ничего не умеете, третье — если вы ничего знаете, четвертое — если вы ничего не хотите, пятое — если вы работаете на пять разведок одновременно. В этом случае вы рискуете проболтаться, а в остальных журналист сам от вас отстанет.

А если серьезно, журналист — это обычный человек, разве что любопытства в нем больше, чем в других людях. Журналист соблюдает требования законодательства и профессиональной этики. Для большинства нормальных людей журналист — союзник в решении их же проблем. Считать его опасным субъектом может тот, для кого он противник. Конечно, в таком случае сплошные опасности: журналист будет вопросы задавать, надо будет выкручиваться, а вдруг не получится, а он «накопает» еще что-нибудь… И если я с таким человеком сталкиваюсь, я понимаю, что у него такие скелеты в шкафу, что ему самому страшно. Остальное — кокетство.

Миф #5 Журналисты много зарабатывают

Егор Козорез
главный редактор cлужбы информации Авторадио-Хабаровск

Многие молодые люди, грезя о журналистике, считают, что работа репортером — это сплошные походы на приемы с бокалом шампанского в одной руке и микрофоном в другой. Однако, на самом деле, это всего лишь стереотип: большинство начинают карьеру с репортажей вроде «конкурса чтецов в доме престарелых». Это, безусловно, тоже интересная тема, если хорошо ее описать. Тем не менее, в начале карьеры журналистам на особо ответственные задания рассчитывать не стоит. Соответственно, и денег в начале творческого пути особо не заработаешь. Впрочем, журналисты опытные частенько находят возможность зарабатывать больше. Правда, для этого нередко приходится искать вторую и третью работу.

Иными словами, кормят представителей этой профессии ноги, голова и любовь к своему делу. А с другой стороны, что значит «много зарабатывают»? Сколько это «много» — у каждого свои критерии. Лично я не жалуюсь.

Миф #6 Журналистом работать может каждый. Нужно просто сидеть за компьютером и писать буквы

Илья Андреев
редактор информационного агентства «Восток-медиа»

Такое мнение я в последнее время всё чаще слышу. В принципе, для того, чтобы, например, работать в электронных СМИ, в частности, хабаровских, нужно даже меньше знаний. Не нужно даже буквы писать. Достаточно нажимать на других сайтах Ctrl+C, а на своём Ctrl+V. И всё: новость готова, реакция пошла.

Конечно, это шутка, в которой, к сожалению, есть доля правды. В этом экспериментальным путем может убедиться любой любопытный читатель. С одной стороны, некоторые представители СМИ в погоне за оперативностью не заморачиваются работой над найденным материалом, с другой — сейчас появилось новое явление: новостные сайты-пустышки. Это агрегаторы, которые берут новости других агентств, размещают на своём ресурсе, который, как правило, имеет также представительства в соцсетях, и ждут, когда кто-нибудь случайно зайдёт на сайт по ссылке. Тем и живут: один клик — одна «копеечка». За многими из таких пустышек не стоят даже люди, кроме владельца, либо сидит один фрилансер, который и «строгает» такие новости.

Конечно, так работать может каждый. Называйте это как угодно, но только не журналистикой. Да, журналисту надо сидеть за компьютером и писать буквы. Вопрос только в том, как и какие буквы писать. Но это далеко не вся работа. Я попробую рассказать своё видение примитивно и с оглядкой лишь на региональный уровень.

За пару лет работы редактором я не раз слышал просьбы взять человека на работу. «Я хочу», «я справлюсь» и даже «у меня есть соответствующее образование» — вот что я слышал от таких желающих. На поверку запала многих хватало на пару недель, максимум — месяц. И вот почему.

Журналистика — это не только печатание букв. Во-первых, на мой взгляд, это желание искать, удивлять, ошарашивать, озадачивать и задумываться. Это заинтересованность в том, чтобы «рыть тему» там, куда никто не смотрит, умение искать интересное в мельчайших деталях, смотреть на любую (пусть даже самую тухлую) информацию так, словно переживаешь ее сам. Это готовность работать не с 9 до 18 или как-нибудь иначе, а подорваться ради яркого события хоть с вечеринки лучших друзей, хоть из постели, если ты уверен, что твоему читателю, слушателю, зрителю это важно.

Это выдержка, чтобы простоять несколько дней на чемпионате мира по хоккею с мячом и быть в здравом уме, готовя новость про 12-ый матч. Это беготня с фотоаппаратом, камерой или диктофоном по пересеченной и весьма грязной местности на учениях спецназовцев или возня с облепившими тебя бездомными детьми, которые просто хотят общения. Это анализ происходящего вокруг — притом не только того, что тебе понятно. Чаще как раз наоборот. Это умение слышать каждого и разговаривать с каждым. Это умение расследовать и отвечать за свои слова.

Журналистика — это умение помнить всё, что было на самой интересной или самой скучной на свете полуторачасовой пресс-конференции с любимой звездой или неприятным коммерсантом. Умение знать еще по пути в редакцию, о чем из всего услышанного ты расскажешь зрителю, слушателю, читателю.

Вот мы добрались и до букв. С этим на современном этапе полный прокол почти у каждого. Слово — главное орудие журналиста. От того, насколько умело с ним обращается автор, зависит успех любой новости. А про грамотность и говорить не стоит. Но и с тем, и с другим у многих беда. Причем наличие журналистского или педагогического образования отнюдь не гарантирует то, что журналист владеет словом или грамотен. Увы.

Каков итог? Если хотите размышлять о журналистике, приходите, например, к нам, постажируйтесь. Через неделю-другую сами увидите, может ли журналистом быть каждый. Копипастерам вход воспрещен.

Миф #7 Чтобы стать журналистом, достаточно хорошо уметь писать

Анастасия Хаустова
главный редактор журнала «Лучшее в Хабаровске»

Достаточно ли журналисту уметь хорошо писать, строить предложения грамотно, даже идеально, как учат самые умные книги? Для штатной, рутинной работы — вполне. Для творчества — вряд ли. Часто попадаются тексты, составленные по всем правилам: и пресловутая «перевернутая» пирамида прослеживается, и лид отвечает на заветные «что, где, когда», и тема интересная. Только за четко составленными фразами не значится ни одного грамма души, нет того самого «творческого градуса», текст — сплошное мертвое словотворчество.

Журналисту необходимо поддерживать свое творческое «я», верить в свое дело, постоянно искать что-то новое и не находить себе места, пока в круговороте написанных слов не появятся смысл и душа.

Миф #8 Журналист безупречно владеет русским языком

Андрей Митрофанов
фрилансер, кинокритик

Это тот самый случай, когда миф возникает там, где его быть не должно. Журналист, на мой взгляд, по умолчанию должен владеть языком, как и любой профессионал своими первоочередными инструментами. Хирурга, который пытается отрезать пациенту что-нибудь тупой стороной ржавого скальпеля, никто к этому самому пациенту не подпустит — но при этом считается, что на неграмотного журналиста найдутся редакторы и корректоры, которые его ошибки исправят. Может, и исправят, однако в основе журналистской безграмотности лежит нежелание читать, а не какие-нибудь сложности с хитроумными правилами. А пишущий человек, который не читает — это всегда дилетант.

Особенно сильно это проявляется в интернет-СМИ, где ошибки в словах и как попало понатыканные запятые идут рука об руку с обычной глупостью, которая быстро становится атрибутом всего так называемого «информагентства». Над ними смеются, они обижаются, но продолжают в том же духе. Меня, например, учили работать в печатных СМИ — с напечатанной полосы ошибки парой кликов не удалишь, потому и отношение к ним куда более серьезное, и ответственность тоже. Но дело, конечно, не в лишении премиальных, а в индивидуальной лени, которая приобрела массовый характер, превратив аксиому о знании журналистом языка в миф.

Миф #9 Журналисты любят сенсации, скандалы и сплетни

Алина Селезнева
телеведущая, корреспондент телекомпании СЭТ

Любят. Всей душой. Но, правда, не все. Вообще, это расхожее утверждение верно лишь отчасти. Потому что почти всегда за этой любовью к сенсациям стоит, прежде всего, рейтинг. Принцип «хлеба и зрелищ для зрителя/читателя/слушателя» никто не отменял. Девять из десяти, мне кажется, щелкнут по ссылке с интимными фотографиями звёзд, снимками ужасающих ДТП и так далее. Десятый, кстати, тоже может щелкнуть, но потом будет всё отрицать. Получается такой замкнутый круг. Люди часто говорят, что устали от негатива в СМИ, но количество просмотров на сайтах упорно доказывает другое. Значит, кто-то из них явно врет. При этом всё-таки большинство журналистов отнюдь не похожи на кровожадных персонажей неотредактированных сказок братьев Гримм. Это не роботы без эмоций и чувств, которые очень рады чужому горю. К тому же сейчас, мне кажется, появилась обратная тенденция. Привлечь людей получается уже не только скандальными материалами. Мне самой очень нравится снимать сюжеты о людях с необычными увлечениями, о путешественниках, которые зачем-то променяли квартиру в Саратове на велосипед, или о неожиданно откопанном в центре города дореволюционном вагоне. Правда, заголовок по привычке всё равно приходится придумывать «поострее».

Миф #10 Журналисты – заядлые алкоголики и курильщики

Юрий Вязанкин
главный редактор интернет-издания Khabtime.info

В сегодняшней журналистике, если ее можно таковой назвать, в основном работают женщины.

Как известно, женщины часто пить не могут. Да и постоянно курить могут далеко не все. Сигареты стоят дорого — журналисты получают мало. Журналист не может стать алкоголиком, потому что мало получает. Ему придется завести невероятное количество знакомых, которые его напоят, чтобы обеспечить себе алкоголизм. Кто распространяет такие мифы? Чиновники. Они пьют больше всех, а говорят, что этим занимаются все остальные: ни библиотекари, ни учителя, ни военные, ни рокеры так не пьют. В сравнении с чиновниками они просто придуриваются.

Помню, на хабаровском радио был легендарный диктор. Он любил быть пьяненьким, пока не зажигалась красная лампа. Как только лампа загоралась — диктор мгновенно трезвел, пока не заканчивался эфир. Лампочка гасла, и диктор возвращался в исходное состояние. Как по мне, это показатель настоящего профессионализма.

Или ты пьешь, или работаешь. Если не работаешь — не будет денег. Хотя заметил, что журналисты постоянно пьют. Пьют кофе.

В общем, журналисты — это милейшие люди. Алкоголизм им не свойственен.

В материале использованы фото: Nicolas AlejandroGeorgie PauwelsPeteJohn Ragaishoobydooby.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы