«Культура есть, а единения нет». Муса Велиев — о пост-граффити и стрит-арте Хабаровска

Культура граффити в Хабаровске переживает не лучшие времена. Фестивали и слэмы проводят нечасто, легальных площадок для рисования до сих пор нет, а власти крайне редко вспоминают о стрит-арте — хоть новые лица и вызывают интерес общественности. В городе ещё есть интересные райтеры, которые не боятся экспериментировать. Один из них — художник Муса Велиев (Eydzh). HLEB встретился с ним и обсудил его работы, новые направления стрит-арта и кризис уличного искусства в Хабаровске.

О почерке

Когда я учился в художке в 2011 году, к нам в группу пришёл парень, который сильно повлиял на меня и на моего друга. Он был граффити-художником и рассказывал о своих рисунках. Мы сами стали заниматься граффити и года три пробовали разные направления — бомбинг [быстрые рисунки, обычно в запрещенных местах], райтинг [надписи, самый распространённый вид граффити], рисование персонажей, — пока не нашли своё. В 2014 году я решил попробовать нарисовать в виде абстракций буквы своего ника — Age. Из такого подхода сформировался мой абстрактный стиль, и я начал его развивать.

О пост-граффити

Направление, в котором я рисую — это пост-граффити. Это такое абстрактное представление шрифтов, букв. Мой друг рисовал персонажей, а потом перешёл на wild style («дикий» стиль в граффити). И мы как-то раз решили нарисовать один шрифт поверх другого шрифта — получилось что-то совершенно новое. Потом друг плавно сам перешёл в смешанный стиль, близкий к пост-граффити. Сейчас я могу рисовать и персонажей, и абстракции, и что-то более понятное людям. Года три назад мы с другом начали пользоваться инстаграмом, подписались на художников из европейской части России, из Европы. И мы увидели, что там ребята рисуют в похожем направлении. Один из художников описал свой стиль как пост-граффити — и оттуда мы взяли это название.

Тот самый эксперимент с двумя шрифтами (фото: Муса Велиев)
Тот самый эксперимент с двумя шрифтами (фото: Муса Велиев)
Работа 2014 года: одно слово, выполненное в разных стилях
Работа 2014 года: одно слово, выполненное в разных стилях

О граффутуризме

Также я рисую холсты в стиле граффутуризм. В моём видении это абстрактное представление мира и действительности. Каждая работа — это определённое переживание, определённые мысли, послание. Работы на грунтованном картоне, состоящие из нескольких кусков, можно рассматривать как одно целое, а можно каждый элемент оценить отдельно. Я как-то сидел дома, смотрел сериал, и в голову пришла идея [такого подхода]. Я разделил рисунок на четыре части, убедился, что все части могут существовать отдельно. Склеил четыре фрагмента скотчем сзади, нарисовал изображение и разделил обратно. Пост-граффити — направление стрит-арта, граффутуризм — направление в современном искусстве.

О серии работ Beauty

Это серия состоит из букв слова Beauty. Мы рисовали их вместе с другом, при этом совмещали наши стили. Каждая буква — рисунок в разных тонах, красках. И когда совмещаешь их, получается радужная палитра цветов. Серию начали летом 2017 года, а закончили уже этой осенью, рисовали по мере сил и возможностей. Beauty — красота, то есть красота мира: весь замысел — в этой мысли.

О культуре граффити в Хабаровске

2013 год был насыщен баттлами, фестивалями — назовём это хип-хоп мероприятиями, потому что там задействовали уличные танцы, граффити, битбокс. Многие мероприятия проходили в «Платформе» — молодёжь шла туда толпами. Постоянно что-то происходило, и это тебя мотивировало, баттлы прокачивали твой скилл. В торговом центре «Магазины Радости» есть магазин «Артерия», который тогда тоже постоянно устраивал мероприятия: граффити- или скетч-баттлы. В 2014 году всё пошло на спад. Сейчас очень мало людей, которые пытаются продвигать это дело. Многие райтеры ушли в работу, кто-то бросил граффити, сменил приоритеты. Сами [райтеры] могут что-то устроить, но это происходит очень редко. Нужна какая-то отдельная площадка и нужен инициатор, а его нет.

И ещё [играет свою роль] отношение людей к граффити и позиция администрации города. Какое последнее мероприятие [в этом направлении] устраивала администрация [Хабаровска]? Да никакое. Нужны новые люди. Есть молодые ребята, которые, скажем так, пришли после нас. Они двигаются в одном направлении и почему-то не экспериментируют, не пробуют что-то новое.

О коммерции

В творчестве нет потолка, я просто рисую то, что вижу. Прошлым летом у меня был коммерческий заказ — нужно было оформить фигуры на стадионе имени Ленина. И когда я рисовал там, не было никакой вспышки внутри — воспринимаешь это как работу и всё. А творчество — это всегда удовольствие от того, чем ты занимаешься.

О социальном стрит-арте

Некие послания людям, жесты — такого у нас нет. Видимо, не появился человек, который будет что-то доносить в общество. Я думал об этом. Сейчас ещё везде поставили камеры на улице, а если рисовать что-то такое, то нужно это делать в людном месте. Есть вероятность, что тебя найдут. Я как-то раз попался, когда рисовал свой ник, и после этого я особо больше не теггал [теггинг —  быстрое нанесение подписи автора]. Вообще есть такие отважные ребята — например, Epic Days — но сейчас от них ничего не слышно, их работы закрасили. Должны появиться единомышленники, которые заговорят. А у нас культура есть, а единения нет.

Фото: группа Epic Days ВКонтакте

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы