Кирилл Параваев про «Дни», Enter Shikari, амбиции и бурятскую свадьбу

Первый «Осенний День» в Хабаровске состоялся 30 августа. Затем еще один, на этот раз «Весенний». Мероприятия выходного дня, аналогов которым до этого практически не было, быстро завоевали популярность, и команда «Дней» готовится к новым событиям. Мы поговорили с одним из основателей креативного агентства «Пан и Параваев» Кириллом о маркетах, хипстерах и других важных в event-индустрии вещах
Кирилл Параваев
Кирилл Параваев

Про собственный туалет, легендарные пьянки и отсутствие страха

Агентство «Пан и Параваев» началось с того, что мы поиграли в КВН. Я ушел пораньше, Пан дошел до «Первого канала». Была целая куча различных сборов, репетиций, игр, городов, лиг. Во время всего это мы поняли, что мы на одной волне. После этого, как и большинство КВНщиков, у которых большое эго и мало желания тяжело трудиться, стали вести мероприятия. Сначала было страшновато. Ответственность и отличные для студента деньги.

В 2011, в октябре мы решили, что отработаем «предновогодку» и не станем спускать гонорары по злачным местам. Вместо этого, отложили деньги в конвертик, купили 4 колонки, пару микрофонов, усилок и микшер. Просто чтобы не брать это в аренду, а сдавать самим. А потом мы подумали о том, что можно же и свое дело официально открыть. Мы уже стоим на этом пороге, нужно только руки протянуть и сделать. Так и поступили.

Сняли офис на Калинина. 20 квадратов с собственным (это важно) туалетом. Купили 21 квадрат дорогущего волосатого ковролина, 4 кресла-мешка, 2 ноутбука и принтер. И сказали всем, что мы начали работу. Но не учли одной вещи — был январь. А январь–февраль–март — это достаточно тихий сезон на нашем рынке. Для нас он оказался просто мертвым. Заказов не было совсем. Думали, что зря мы это всё затеяли, но еще потерпели. А потом наступило лето, пошли крупные (как мы тогда считали) заказы, всё зашевелилось.

Со временем нас стало не двое, а восемь. Мы перебрались в отличный офис в этом же здании. С великолепным ремонтом, 2-мя балконами и 4-хметровыми потолками. Вроде бы всё стало вообще замечательно. Заказов были десятки. Мы с Паном работали по 2–4 заказа в день.

Например, в 10 утра ты уже на детском празднике на Платформе, с 17 до 21 ты ведешь небольшую свадьбу, в 21:15 ты уже ведешь презентацию нового меню в ресторане, в 2 ночи делаешь что-то в клубе. Примерно в таком темпе мы жили полгода, устраивали легендарные пьянки в офисе, набирали новые заказы и просто тупо тратили деньги.

Ближе к зиме 2012 в коллективе произошел разлад, я поссорился с Алисой, и она ушла почти на год. Мы переосмыслили всё, что мы делаем, темп нашей работы, и решили что надо немного остановиться. Весь наш, на тот момент, коллектив из 10 человек мы распустили. Остались вдвоем. Всё еще раз обдумали и ушли в маркетинг. Обслуживали бизнес в плане идей, советов по продвижению и прочего. Мероприятия мы делали, но уже далеко не в том объеме, что раньше. Снова ушли в старый офис и начали работать почти с нуля.

Затем Алиса вернулась уже в должности руководителя. Сейчас она управляет всем, что связано с физическими лицами – свадьбы, юбилеи, личные события. В команде нас сейчас пятеро. Но с этими людьми мы уже огонь и воду прошли, я не знаю, как они потом собираются уходить и куда.

В 2013 я придумал идею осеннего фестиваля. Он должен был стать красивым и приятным местом, где можно провести выходной. Эта идея вынашивалась почти год, дорабатывалась командой и стала тем, чем стала — Осенним Днем. Для нас это был настоящий экзамен на выносливость и умение организовывать. После этого уже ничего не страшно.

Про Пикник «Афиши», пунктуальных людей и хороший дизайн

Самая большая трудность — уменьшить разрыв между тем, что ты сам себе намечтал, и тем, что получится. В голове нет ресурсов, времени и каких-то препятствий. Там все просто и красиво. А вот на деле может выйти по-другому. Не хуже, не лучше, а просто иначе. Но, по моему мнению, хороший организатор должен эти полюса приблизить максимально. Другие сложности — ограниченные ресурсы, мало рук, недостаток времени, нехватка контроля, неверный анализ.

Больше всего денег тратится на хорошие генераторы, аренду сценического оборудования, гонорары артистам, логистику и биотуалеты. На последних можно просто разориться.

На Дальнем Востоке мало крупных компаний, дорогие ресурсы, недостаточно нужного оборудования, и почти нет хороших проектов перед глазами. Долететь до Пикника «Афиши» в Москве и посмотреть что там интересного, это все-таки чуть дороже, чем прыгнуть в метро и выйти на нужной станции. Это если говорить про фестивали. Спортивные, официальные и музыкальные события у нас давно на очень хорошем уровне.

Сложнее всего работать с людьми, которым незнакомы слова «пунктуальность» и «ответственность». Это в нашей работе самое важное. Если мне нужен звук на мероприятии в 6:37 утра, значит я хочу быть уверен, что он будет там стоять в 6:36.

Если дело касается хорошего дизайна, я звоню Роме Яншину из студии «Пилигрим». Мне с ним комфортно. Если мне нужен хороший совет или что-то очень важное — у меня есть номер Тани Мандрыкиной. Очень многое значит личность, а не компания.

Маленькие события бывают очень сложными и ответственными. Отличный пример — свадьба. Это самый главный день в жизни людей перед рождением первого ребенка. И ошибаться на свадьбе нельзя. От этого многое зависит.

В наших реалиях, в Хабаровске, сложнее всего сделать независимое городское мероприятие. Очень много кабинетов, очень много согласующих звеньев, нет полноценных нормативно-правовых актов. Фестиваль, исторически, — это событие, но котором люди делают праздник сами себе. Не обязательно быть крупным брендом, чтобы продавать тыкву с телеги, или известным рестораном, чтобы кормить людей. Участники, к примеру, «Дней» — это малый и даже микробизнес. А то и просто умельцы, которые еще долго не покинут своих страничек в соцсетях и не выйдут в свет. Такие фестивали с одной стороны показывают этих прекрасных участников и их занятия гостям, а с другой стороны — учат участников делать первые или вторые шаги в бизнесе. Это же здорово, с какой стороны не посмотри.

Про «Дни», хипстеров, корпоративы, рекламу и бурятскую свадьбу

«Дни» еще не обрели тот формат, который нам нужен. Мы думаем над ними, шлифуем, что-то изменяем. Хочется больше музыки, больше лекций, акцент на развлечения. Осенью посмотрим, что получится.

«Осенний день» был первый и достаточно дорогой для нас. Он не окупился. Зато мы показали людям, как мы видим городской праздник. Если бы слово «спасибо» можно было положить в карман, мы стали бы миллионерами. Весенний вышел в хороший плюс. Такой фестиваль стоит от 800 000 тысяч рублей и до бесконечности.

Кто-то обожает вести свадьбы и корпоративы и делает это великолепно. Лично мне — скучно. Поэтому мы сами больше не работаем как ведущие, только как организаторы. Ведем только для друзей. Корпоративные мероприятия — это здорово, когда ты сделал хорошую концепцию и даришь людям праздник. А не беготня вокруг стола с пьющими людьми. Сейчас к нам обращаются в основном за организацией событий для себя или своей компании. Мы можем сделать красиво, современно и интересно. Не всегда дешево, но оно того стоит.

Количество людей, которые принимают участие в организации события всегда разное. В нашем агентстве команда собирается с троих человек. Если дело касается организации фестиваля — до 8 человек в проектной команде + волонтеры.

«Дни» — это события не только для хипстеров, просто так получается. Обычно среди гостей очень много разных людей.

Лучше всего, чтобы реклама мероприятия была везде, пестрила и сыпала искрами. Но если денег не много, то у нас хорошо работают афиши, соцсети, биллборды. Мы привлекаем людей на свои события внешним видом. Эстетика в мероприятиях очень важна, ее не хватает. А еще желательно иметь в команде профессионального СММ-специалиста. Также как и собственного дизайнера, веб-разработчика и многих других. Для того, чтобы не отвлекаться от своих основных задач.

Самое маленькое событие, которые мы вели, — юбилей одной женщины, на котором было 8 человек в 2012 году. Зачем мы там были нужны, я не знаю до сих пор.

Самое большое личное событие — бурятская свадьба. 320 человек. Люди, которые 4 часа подряд танцуют Ёхор в национальных костюмах, тосты по 35 минут, все очень странно.

Ну и «Дни» — это наша визитная карточка в данный момент. Тысячам людей понравились эти фестивали. Пока что они — самые крупные. 4 июля будет еще Tesla Music Festival — наш второй проект после «Дней». Tesla — ночной музыкальный фестиваль. Обещает быть многолюдным.

Про концерт Enter Shikari, Лас-Вегас, деньги, бары и 2007

В Хабаровске востребовано всё, что отвлечет тебя от рутины. Событий в городе мало. Маркеты — это очень хорошие и приятные поводы собраться вместе. Во Владивостоке они востребованы уже несколько лет. И они на волне у нас. Как будет в следующем году — увидим. Мне кажется, форматы могут и должны меняться.

Для меня все эти вещи — вопрос собственных амбиций. Недостаточно просто зарабатывать деньги. Важно понимать, что ты делаешь их с огромным удовольствием. Важно, что в своей нише ты неплох и тебе говорят спасибо (либо критикуют). И самое важное — это увидеть насколько перспективно то, чем ты занимаешься.

Мое идеальное агентство — это команда ребят, которая делает 1–2 мероприятия в год. А между ними отдыхает по разным частям света. А потом собирается и снова устраивает людям праздник. Чтобы эти мероприятия не нуждались в представлении, чтобы они собирали увлеченных людей с разных стран, известных музыкантов, международных спонсоров. А если мне нужно будет чуть больше денег, я просто открою еще пару интересных компаний и буду потихоньку много зарабатывать.

Мне хочется, чтобы события были доступны и интересны каждому. Я был впечатлен контингентом в Лас-Вегасе. Молодые люди с детскими колясками, дети, взрослые и даже самые глубокие старики. Все равны, все приехали в этот город куражить. В плане событийного туризма — это очень круто! Хочу также.

Я не фанат ночных клубов, больше люблю бары. Их стало достаточно много, они интересные и концептуальные. Для любой аудитории. Мне кажется, все, кто раньше ходил в клубы, повзрослели и пересели в бары. Заодно, утянули с собой поколение помладше. Я думаю, что клубы не ломятся от посетителей, как например в 2007–2009. Но я могу ошибаться, ведь чтобы знать наверняка, нужно пойти в клуб.

Я хочу привезти возродившуюся 5’NIZZA, Enter Shikari, The Qemists и много еще кого. Да, аудитория условной певицы Нюши больше, ее концерт организовать легче, он с легкостью окупится, но это не круто. Зато, если мы привезем Enter Shikari, вся «наша» аудитория будет бесконечно нам благодарна.

В материале также использованы фото: film.rumaxpravda.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы