«Главное — не бабло или хайп, а самовыражение». Жизнь хабаровского битмейкера

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы слушаем её в машине, во время уборки дома, в барах и ночных клубах, на рок-концертах и автобусных остановках. Каждый более или менее знает тех, кто исполняет его любимые треки. Но есть и те, кто тоже играет очень важную роль в создании этих самых песен, но не известен слушателю. Хабаровский битмейкер анонимно рассказал HLEB о нюансах работы с исполнителями, отсутствии перспектив на отечественной сцене и своих творческих приоритетах.
 

Интро

История стара как мир. Мне было лет 13, мы с друзьями заслушивались группами «Многоточие», «Каста» и «Мальчишник». И внезапно, совершенно неожиданно меня посетила мысль: а ведь это круто — самому делать музон. Одноклассники оценят, девчонкам тоже понравится, да и сам себя начнёшь ощущать иначе. Сказано — сделано. Начались пробы, стали появляться какие-то демо. Конечно, они были на редкость слабыми, любительскими и — чего уж скрывать — убогими. Но тогда, когда процесс создания этих «шедевров» ещё не испытал на себе воздействие суровой реальности, мне так не казалось. Я гордился тем, что я делал. И не перестал.

Яма

И вот я вырос, и мои биты выросли вместе со мной. Они стали серьёзными, продуманными, они стали звучать круто и качово. И вот тут-то и наступил переломный момент. Стало очевидно, что уже нельзя откидывать в сторону вопрос типа «а за каким, собственно, я это делаю». Для некоторых отвечать на подобные вопросы не составляет труда. А вот я испытал некое замешательство. Мне всегда казалось, что битмейкеры — это знаменитые и более чем обеспеченные люди. Сама мысль о том, что те, кто пишет классную музыку, могут быть безвестными и небогатыми, казалось мне дикой. Оказалось — могут и будут, и в этом вся суть. Но не только лишь в этом.

Райз

Начну с тех самородков, для которых, собственно, эти биты пишутся. Взаимодействие с ними осуществляется несколькими способами. Битмейкер может сам предлагать свой продукт, может просто выкидывать его на различные специализированные площадки, а может работать по заказу. Первый вариант прекрасен тем, что продюсер, по сути, сам выбирает, с кем бы он хотел сотрудничать. Конечно же, выбор падёт на того, чьё творчество тебе интересно. Вариант со специализированными сайтами подходит тем, кто вообще не парится с этими «сотрудничествами» и просто хочет зарабатывать на продаже своих инструменталов. Третий вариант придуман лично Дьяволом, и потому о нём стоит рассказать более детально.

Дроп

Друзья, это кромешный [ад]. Какие только персонажи ни обращаются за тем, чтобы получить бит. И вроде бы всё классно: о тебе кто-то знает, ты хоть как-то, пусть даже локально, но востребован. В конце концов, раз пишут — значит, нормально делаешь. Ещё и деньги предлагают. Так-то оно, возможно, и так, но не в этом случае. Первое, на что обращаешь внимание — это личность того, кто к тебе обратился. Не делаю биты тем, чьё творчество мне не по душе. Но иногда монетка нужна сильнее обычного, и пару раз приходилось поступаться принципом. Зачастую всё начинается с того, что тебе ясно дают понять, что творчества от тебя не требуется. А всё из-за этой фразы «сделай мне бит, как у…». Ну да, очень самобытный трек получится. Ладно, сделаю так же, но типа по-своему, а что с оплатой? Человек же очень ценит твой труд, поэтому предлагает сумму где-то в одну тысячу рублей. Сумма серьёзная, потому и требований к музыке просто [немеренно]. А ирония заключается в том, что даже эти деньги тебе по итогу могут не заплатить. Потому что «штука» — это [очень] дорого. Вот за респект было бы идеально.

Яма

Подобный случай был в моей практике в прошлом году. Отправил исполнителю демо. Оно не было смикшировано, обработки никакой. Клиенту всё понравилось, но он сослался на отсутствие денег и сказал, что заплатить за готовый, доведённый до ума вариант не может. Ну ладно, бог с тобой. А потом в частном разговоре мне передали его слова, адресованные моему товарищу. Сказал он примерно следующее: ну а что, у  меня же есть демка, и так запишусь. Поняли, да? Хоть кусок говна ему дай, и его это устроит, лишь бы на халяву. Но если человек с таким [равнодушием] относится к своему творчеству, стоит ли говорить о том, какого он мнения о моём труде?

Дроп

Да всё равно ему. Роль и заслуги битмейкеров в принципе недооценивают. Известность нам тоже не грозит. На наши концерты никто не ходит (у нас их нет), мы не раздаём автографы (у нас нет концертов). Мы постоянно находимся в тени и нет, это не плохо. Это просто стоит понимать. С деньгами всё тоже не так прекрасно. В России в общем и в Хабаровске в частности люди просто не могут (зачастую) и не хотят (постоянно) платить за авторские инструменталы. Гораздо проще взять бесплатный минус из интернета, попросить знакомого битмаря переиграть чей-то продакшен. А можно просто взять и украсть чужой бит, это вообще запросто. На западе продюсеры получают очень хорошие деньги за свой труд, и это ремесло обеспечивает им безбедную жизнь. Гуччи Мэйн (МС) вызвал Метро Бумина (битмейкер) из отпуска и выкатил ему миллион долларов за «несколько инструменталов». И это при том, что себестоимость битов последнего явно ниже. Вообще в США является нормой заплатить продюсеру пару тысяч долларов за его работу. Да и крутых исполнителей в тех же США гораздо больше, и это позволяет продюсеру выбирать тех, с кем он хочет поработать.

Бридж

Очень важно понимать, что ничто не становится популярным само собой. Никакое, даже самое полезное изобретение не принесёт пользы людям, если о нём никто не знает и не может им воспользоваться. Аналогичная ситуация и с музыкой: ты можешь писать просто офигенные композиции, но их никто не услышит и не оценит, если ты не можешь их подать. Для того чтобы заработать имя, мало уметь ваять инструменталы. Нужны навыки коммуникации, знания в области распространения контента, нужно уметь создавать спрос, провоцировать интерес к своему творчеству — и ещё огромная куча маркетинговой ерунды, которой не учат в музыкальной школе. Как говорится, талантливый человек талантлив во всём, и при наличии верного представления о чём-либо он может научиться абсолютно всему. Но это отнимает массу времени, да и вообще [надоедает]. Хочется работать с музыкой, а не с пабликами и прочей шляпой.

Дроп

Но даже во всём этом есть масса плюсов. В первую очередь, это сам процесс. Во время работы над минусом всё вокруг замирает, и я полностью ухожу в музыку. Это очень крутое ощущение, это заставляет глаза блестеть. Помимо этого, очень круто работать с ребятами, чьи треки тебе «заходят». В этот момент ты чувствуешь, что вместе с этим человеком делаешь что-то по-настоящему стоящее. Можно работать сольно, это максимальная свобода и огромный простор для импровизации. А ещё можно писать кавера/бутлеги/ремиксы, и это тоже по-своему прекрасно. Возможность привнести свой взгляд, новое звучание в уже готовую композицию тоже имеет свою привлекательность для продюсера.

Аутбит

Поработав с разными людьми, записав какое-то количество сольных треков и ремиксов, я смог ответить на тот-самый-вопрос. Теперь я уверен в том, зачем я это делаю. Знаю, почему каждый день запускаю FL Studio и дорабатываю старые композиции или пишу новые. Я делаю это потому, что мне это нравится. Мне не нужны деньги, чтобы этим заниматься. Не нужен фидбэк от слушателей и комментарии в соцсетях. Мне просто нравится писать музончик, нравится творчество как таковое. А в этом деле главное — не бабло или хайп, не фанаты и лайки. В творчестве главное — ощущения и возможность самовыражаться. Вот потому-то я никогда не перестану заниматься этим. Ба-дум-тсс!

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы