Электронный дуэт Søika — о переезде в Москву, Владивостоке и «Мороженске»

В пятницу, 15 марта, электронный дуэт Søika дал свой прощальный концерт в Хабаровске. Проект существует уже три года и сейчас переезжает в Москву. HLEB поговорил с участниками коллектива Агнией и Романом Копыловыми о причинах переезда, хабаровских слушателях, владивостокских клубах и музыкальных фестивалях.

Начнём с главного. Вы уезжаете в большей степени из-за своего музыкального проекта?

Агния: Идея переезда зародилась, конечно, из-за музыки. В нашем городе всё слишком спокойно, никакого развития нет. Когда его нет, ты рано или поздно достигаешь потолка. Мы собирались уехать уже давно, но по разным причинам это не получалось. Лиза, наша барабанщица, переехала в Питер ещё год с лишним назад. Ну и мы просто хотим посмотреть на другой город, всю жизнь прожили в Хабаровске.

Роман: Мы люди уже взрослые, и хочется, как я это называю, сменить картинку перед глазами. Сейчас мы созрели для перемен.

Давайте разбираться. Для начала: как бы вы сами обозначили главное из того, что у нас не так с музыкальной сценой?

Роман: Во-первых, у нас в какой-то момент перестали появляться качественные группы. Есть ощущение, что остались только старички. Хотя, может кто-то появился, но, по крайней мере, про него ещё не слышно. Почему? Потому что у нас нет мест для новых людей. Я давно занимаюсь музыкой и организацией концертов и могу сказать: за пятнадцать лет в городе не появилось нормального, статусного клуба, где приветствовалась бы авторская музыка. Очевидный пример: во Владивостоке есть клуб «Водолей», куда даже иногородняя группа может прийти, не договариваясь насчёт аппаратуры, не выплачивая крупных сумм за аренду — и выступить, а в идеале даже заработать денег. Наверное, и у нас были какие-то начинания, но сейчас такого нет. Концерты, которые мы делали, проходили по принципу: платишь клубу за аренду и пытаешься отбить эти деньги за счёт количества людей.

Но вы сами проводили какие-то небольшие концерты, ведь есть исключения?

Роман: Пример исключения — это презентация альбома нашей группы Simple Is Good на задворках научной библиотеки. То есть если постараться, можно найти место, деньги, сделать классное и небольшое мероприятие. Но ведь есть менее опытные музыканты, которые не знают, как организовать концерт, поэтому у них ничего не выходит. Отчасти поэтому многие крутые группы уехали отсюда. Музыкант вообще не должен уметь всё это организовывать, у него другие задачи. С другой стороны, если нет диких амбиций сиять на всю страну, а хочется просто постоянно выступать и быть узнаваемым на локальном уровне — это можно сделать и на Дальнем Востоке. Но для этого нужны встречные условия: хорошее место и чтобы к вам ходили люди.

У нас ведь время от времени проводят фестивали.

Роман: Да, вроде «Простора». Но это такая блажь: «Ну ладно, вот раз в год нас порадовали». И то, туда далеко не каждый музыкант может пройти. Так что, у них, считай, и этой возможности нет.

Как часто вы вообще выступаете?

Агния: Последний раз мы выступали, не считая концертов во Владивостоке, на «Мороженске» летом 2018 года. Это был open-air, куда нас позвали. Мы с удовольствием приняли приглашение, очень хотелось выступить.

Роман: Вообще, конечно, можно закрыть глаза на деньги и заплатить за аренду в каком-нибудь баре, если быть уверенным, что придёт много людей и удастся покрыть хотя бы часть расходов. Проблема ещё и в том, что мы вроде видим хорошие отклики в интернете, но если дело касается концертов — слушатели довольно инертны.

А с чем это связано?

Агния: Я думаю, у хабаровчан нет особой привычки ходить на концерты. Не привита такая тусовочно-концертная культура, как у владивостокцев. Это замкнутый круг: концерты не устраивают — люди к ним не привыкли — поэтому и не ходят.

Но Хабаровск — не самый плохой город в плане концертной организации. Знакомые группы рассказывали о своих турах по России — во многих городах дела идут куда хуже. А вот ближе к центру страны культура отдыха лучше. Численность населения не так важна: если музыкант в состоянии собирать человек триста, это уже хороший уровень.

Что вы думаете о площадках вроде «Мороженска»? Лично у меня, как у простого горожанина, есть много вопросов к подобным событиям.

Агния: С точки зрения наших интересов — да, событие не особо интересное или недокрученное. Оно ориентировано на тех людей (и их, по всей видимости, немало), которым интересно просто погулять, отдохнуть, попробовать то, что предлагают на ярмарках. А для нас, как музыкантов, такие мероприятия — возможность выступить и засветиться перед новой публикой. Хотя этот мотив не всегда срабатывает, потому что это совсем другая аудитория, ей больше понятны каверы, которые легко узнать и поностальгировать.

Роман: Выступать на таких мероприятиях надо, если они не противоречат твоим жизненным принципам. Для начинающих и средних групп это возможность расширить свою базу и, главное, получить опыт.

У нас не так много электронщиков. Вы видите, что это направление у нас востребовано?

Агния: Мне кажется, к нам ходят не из-за направления, а из-за атмосферы, энергетики.

Роман: Мы часто слышим отзывы о том, как нашу музыку чувствуют. К нам ходят люди, которым не чуждо помыслить, пофантазировать, помечтать. При том, что у нас музыка не лишена кача, под неё можно танцевать. Что касается электронной музыки — она востребована. У нас ведь есть электронщики-одиночки.

Как у вас дела с аудиторией вне Хабаровска?

Роман: Поглядываем статистику иногда, всё-таки большая часть — Хабаровск и Владивосток, потом идёт Питер, есть слушатели из Москвы. Из центра России, кстати, часто спрашивают, когда у нас там будет концерт, не собираемся ли мы переехать. Нас слушают и за рубежом: Америка, Китай, и, конечно, Украина.

С московской сценой знакомились?

Роман: Анализировали, мониторили, но это такой тизер, нужно всё проверять. Конечно, я спрашивал у знакомых музыкантов, которые уже уехали, как там дела. Многие говорят, что есть возможности, есть платформы для того, чтобы себя попробовать. Если тебе есть что показать, если ты готов работать, то за труды тебе воздастся. Там полно событий и есть люди, которые заняты организацией концертов. Например, есть BOSCO FRESH FEST с крутыми новичками и хедлайнерами. Это такой «Осенний день» на максималках.

У вас есть какой-то план дальнейших действий?

Роман: Приведу хороший пример — наши ребята TRITIA. У них наверняка был более конкретный план: выпустили альбом, записали кучу видео, наработали свою энергетику и с этим поехали. По-хорошему, нужно действовать примерно так. У нас пока плана нет, но есть понимание, куда можно обращаться. Будем работать над новым материалом, программой. Нужно устояться в новом месте и действовать.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы