«Зрителя нужно воспитывать», — Анна Шавгарова для радио «Восток России»

При поддержке радиостанции «Восток России»

Радио «Восток России» по праву считается единственной краевой радиостанцией. Сегодня их радиопрограммы слушают жители как самого северного — Охотского района, так и юга — в Бикине и Вяземском.
Что сейчас происходит с театральным искусством, что такое современный театр и как воспитать культурного зрителя — обо всём это рассказала в эфире радио «Восток России» руководитель литературно-драматической части Театра юного зрителя, кандидат исторических наук и театровед Анна Шавгарова

Кто сейчас ходит в театры?

По статистике, только каждый пятый россиянин ходит в театр не реже одного раза в год. Одна из причин, по которой люди редко ходят в театры — это просто отсутствие интереса. Анна Шавгарова не считает это катастрофой.

Вообще-то статистика традиционно говорит о том, что 3-5 процентов населения посещает театр от трех до пяти раз в год. И это нормальная цифра для мира. Это нормальный процесс. Почему все должны любить театр? Есть другие «любови»: есть спорт, есть путешествия. А смотреть на театр только лишь как на просвещение — это тоже достаточно узко. Пускай в театр ходят те, кто его действительно любит, а не принудительно.

Другая причина, по мнению социологов, состоит в том, что театр еще очень давно заменило кино. А в XXI веке посмотреть любую постановку онлайн или в записи можно в интернете.

Телевидение и интернет потеснило и театр, и многое что другое — вообще разумное времяпрепровождение. Даже если человек находится дома с семьей, это не значит, что они сидят все вместе и смотрят мультики. Они могут сидеть каждый в своих гаджетах.

Не только ВЦИОМ проводит исследования аудитории — хабаровским театроведам тоже не всё равно, что сейчас происходит с театром в целом.

Я собирала различные анкеты. Хочется понять, с какой стороны подойти к объективному анализу, чтобы он был не просто: «Я люблю режиссера такого, а я такого». Театроведение, как наука о театре — оно тоже предполагает параметры анализа. Надо посмотреть различные анкеты. Чаще всего зрительские анкеты — это я даже больше по своему педагогическому опыту скажу, поскольку являюсь часто руководителем дипломов в институте искусств и культуры — так вот, зритель часто врет, часто хочет казаться. И я смотрю на результаты анкетирования, и, мне кажется, там есть какая-то погрешность. А вот самих театральных деятелей, творцов бы поопросить и понять, что куда идет. Еще очень хотелось бы опросить чиновников, не только культурных, а тех, кто определяет политику регионального развития. Как часто они ходят в театр, что они хотят в нем найти, что они понимают под современным театром.

Хабаровский театр

В Хабаровске сейчас шесть театров. Вроде достаточно, но некоторых театров у нас всё равно нет — например, оперы.

Мне кажется количество нормальным и достаточным. Не потому, что еще один театр уберет денег у бюджета и зрителей — у других театров. А потому, что сегодня все театры существуют на стыке различных форм и жанров. Посмотрите, в нашем музыкальном театре есть и балет, и опера, и оперетта, есть и музыкальная комедия. В драматическом театре идет водевиль. В ТЮЗе идет мюзикл. Всё сегодня смешивается. И театр оперы, я думаю, нам точно не нужен, потому что не всё в порядке с кадрами у музыкального-то театра, а опера — это и балет, и особые требования к голосам. Это вообще отдельный вопрос — подготовка кадров. Может быть, лучше больше разнообразия в театрах существующих, чем новые театры.

Чёткого разделения аудитории по возрасту в хабаровских театрах нет — это складывается само собой.

У каждого театра разная возрастная аудитория. Наиболее старшие по зрительскому составу — драматические музыкальные театры, в большей степени молодежной аудитории в ТЮЗе, самые юные всегда в «Триаде». Я уже не говорю о детском театре, там свои возрастные цензы.

Для хабаровской молодежи поход в театр — не такое уж необычное времяпровождение. Театры стараются завлекать к себе молодежь, придумывают новые идеи, новые способы подачи.

По большей части молодежь привлекает нечто необычное. Например, большой популярностью и спросом пользуются ночные спектакли в ТЮЗе в летнее время, которые проходят под открытым небом. «Вообще, как это я приду в театр в 12 часов ночи? И буду смотреть спектакль под открытым небом?» Некоторые приходят потом под крышу в театр. Странно, но у молодежи пользуется популярностью более позднее время начало спектакля. 20-21 час. Может, потому что многие работают, и работают допоздна. Но, наверное, у многих есть личный транспорт, и они не думают, как они потом доберутся до своего микрорайона после. Зачастую молодежь совмещает это с походом в кафе после театра. Может, походом на какой-то концерт или в ночной клуб. Просто выделяют себе вечер, в который пытаются вместить всё, что не вмещается в жизнь офисного планктона или бизнесмена. Несладко нынче молодым: хочется и свое жилье, и съездить куда-то.

Современный театр — это как?

Как и с другими видами искусства, с театром в наше время не всё понятно. Театроведы говорят, что главная черта современного театра — это трогательность.

К сожалению, сегодня под современным театром понимается только эксперимент. Это слово — оно весьма условное. Что-то является экспериментом как таковым, а что-то только внешне к этому понятию подходит. Многие считают постановки современными либо по каким-то ультрасовременным текстам, либо то, что вызывает эпатаж — запрещенный мат, оголенное тело, оскорбление чувств верующих. Нет. На самом деле современный театр — это то, что трогает лично вас, лично каждого зрителя, чтобы он смог найти в этой постановке что-то свое, глубоко личное. К сожалению, что-то приучило нас к скандальности, и всё это является современным, актуальным. Театр актуален потому, что он вечен, а вечен, потому что происходит здесь и сейчас.

Сейчас в любом более-менее крупном городе можно найти театральную постановку на любой вкус. Есть и комедии, и драмы, и произведения разных исторических эпох. И если вы идете в театр просто отдохнуть и посмеяться — это нормально.

Чисто поржать можно в театре, главное — чтоб было над чем. Не над чем-то тупым. Развлекательная функция — это одна из функций театра. В разные исторические эпохи это было по-разному. Всем известно выражение: «Театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Хочется сразу выпрямиться. Но нельзя забывать, что Гоголь это сказал в конкретное определенное время — в то время, когда к театру предъявлялись вот такие требования. Это было время рационализма.

Романтики предлагали в театре умирать, и лучшим анонсом спектаклей во французском романтическом театре считалось количество обмороков, которые случились на спектакле, особенно мужские, потому что женщины в принципе натуры сентиментальные. Наверное, сегодня это где-то нам смешно. Требования, которые на заре возникновения психологического театра — требования к достоверности, простоте, естественности — это другое. Хотя какая там естественность. Сохранились чеховские постановки, на радио многое сохранилось. Слушаешь и думаешь: «Боже! Это вот это естественность? Вот это нарочито правильное произношение текста?»

Сегодня современный театр очень обогатила новая драма, которая после перестройки, после так называемой чернухи, обратилась к человеку обыденному, естественному, и стала говорить о его проблемах. Хотя это тоже не ново. Герои прекратили говорить нарочито театральным языком, и тот же пресловутый мат в искусстве появился, и все темы — буквально все, о которых можно говорить. Еще раз вернусь к той мысли, что зритель-то выберет свою дорожку, а вот ориентиры театральных деятелей — мне кажется, это большой и серьезный разговор.

Зрителя нужно воспитывать

То, какие постановки сейчас популярны, а какие спектакли совсем не посещают, целиком и полностью зависит от руководителей театров.

Понятное дело, кассу никто не отменял, и сегодня вообще тяжело жить нам всем, а учреждениям культуры — еще тяжелее. Театр должен зарабатывать. Нужно платить зарплату, нужно делать новые постановки. Я, конечно, не менеджер театра, но, находясь в этой практике, понимаю, что это зачастую делается за счет собственных доходов. Различные проценты, которые выделяет государство на новые постановки, которые делаются за счет собственных средств театра. И, конечно, надо 10 копеек автору, 15 копеек режиссеру, а содержание — это чтобы побольше клубнички, переодетых мужчин или раздетых женщин. Это, конечно, такой соблазн. Тем более сегодня, когда о попытках контролировать искусство можно говорить смело. Мы все это видим, всё это происходит. Есть попытки контролировать нас на всех уровнях, как частного — переписки в интернете, — так и вот такой идеологической вещи. И вот куда руководители современных театров поведут своих зрителей — вот это вопрос.

Зритель — как ребёнок, и воспитывать его нужно точно так же: вдумчиво, ответственно, на своем примере.

Зрителя нужно воспитывать своей позицией. Потому что если зритель видит на афише одни комедии, если он видит на сайте театра, в информационных программах телевидения вот те самые голые задницы и клубничку — он говорит: ну да, конечно, в субботу делать нечего, пойдем-ка мы отдохнем. И когда такой зритель, привыкший вот к такому, приходит на другой спектакль, где его заставляют думать — конечно, это вызывает отторжение. Я недавно общалась с людьми, которые были совершенно уверены, что театры нашего города четко поделили сферы своего влияния. Этот зритель ходит только в музыкальный театр, этот только в театр драмы. И я тогда сказала, что нет, зрители — это всё-таки сосуды сообщающиеся. Даже зритель, который чаще ходит в музыкальный театр, если он активный театральный зритель, если он общается с такими же людьми, то он слышит что-то, что происходит в других театрах. И только потому, что мы живем в одном городе, потому что наши зрители — это сосуды сообщающиеся, каждый из нас обязан работать на его воспитание. Не думать о том, что, мол, сойдет, что они ничего не понимают.

В материале использованы фото: Nic McPheeSarahSierszyn.
Ведущая: Марина Семченко.

Расскажи друзьям:

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

Темы