За последнее десятилетие Йоркширский Потрошитель породил настоящую преступную индустрию. Была трилогия Дэвида Писа «Красная езда», в которой убийства повторно использовались в качестве запоминающегося фона (Пис был преследователем сеттинга, а серийный убийца для него был идеальным усилителем настроения в его поджанре «Джеймс Эллрой нуар»). В 2019 году BBC выпустила трехсерийный документальный фильм под названием «Досье Йоркширского потрошителя: очень британская криминальная история». В 2020 году Netflix неизбежно последовал этому примеру, выпустив «Потрошителя». Я отказался от оригинального названия «Однажды в Йоркшире», возможно, потому, что оно было недостаточно интересным.
Теперь выходит «Длинная тень» (Virgin Media One, четверг, 21:00), драматическое описание убийств и поисков преступника Питера Сатклиффа. Драма о серийном убийце, состоящая из семи частей, основана на книге «Злой за гранью веры: Охота на йоркширского потрошителя» и написана Джорджем Кеем, создателем «Люпина» и неожиданного хита «Apple Hijack».
Она изо всех сил старается быть чуткой к жертвам убийцы, но приходится задаться вопросом, нужно ли рассказывать эту историю еще раз. Что мы получим от пересмотра этих преступлений? Или, если уж на то пошло, предлагать старые клише о севере Англии во времена лейбористского правительства Джима Каллагана?
[ First victim of Yorkshire Ripper was Irish woman ]
Действительно, «Длинная тень», возможно, имеет много общего с душераздирающей попыткой BBC разоблачить ужасы прачечных Магдалины «Женщина в стене». Эта драма вызвала много шума по поводу рассказа истории с точки зрения жертв. Однако она не может удержаться от того, чтобы сгребать стереотипы лопатой.
Длинная Тень играет в ту же игру. Здесь вместо глупого отца Теда, говорящего о гибели, мы видим седых йоркширцев, пьющих пинты пива в темных рабочих мужских клубах. В конце 1970-х Лидс не был городом Шангри-Ла. К сожалению, многие женщины были вынуждены заниматься проституцией (легкий выбор для убийцы).
Однако трудно не почувствовать, что сериал обыгрывает карикатуру на «душный север», изображая Лидс как мрачную гимн испачканным никотином обоям и лишенным солнца поместьям. Справедливо отметить, что Кей имеет форму, когда дело касается стереотипов. В «Угоне» он изображает двух пассажиров самолета из рабочего класса в Дублине как невысоких, ассимилированных расистов, первым инстинктом которых является ударить ближайшего иностранца.
Первый эпизод посвящен второй жертве, Эмили Джексон (Кэтрин Келли), которую муж (Дэниел Мэйс) воодушевил заниматься проституцией, пока они изо всех сил пытались оплатить счета. Келли поразительна, каждый взгляд передает боль, страх и разочарование. Однако со временем Джексон превратился в длинный список архетипов: мать, жена, шлюха и жертва.
В противном случае все внимание сосредоточено на расследовании убийства полицией. Ирландский актер Майкл МакЭлтон играет высокомерного начальника полиции. Тоби Джонс любезен в роли детектива Денниса Хобана, хотя было бы наивно предполагать, что большинство полицейских были на стороне женщин, первоначально преследуемых убийцей. Как показано здесь, только один полицейский-мошенник называет жертв «просто» проститутками — если мы знаем, что такова общая позиция тех, кто работает над расследованием.
Убийца выглядел не так, как следовало бы. Его имя заслуживает того, чтобы его забыли так же, как помнят жертв. Но трудно понять, как длинные тени помогают в этом. Дело Йоркширского Потрошителя является примером некомпетентности полиции и женоненавистничества и может преподать столько же уроков для Ирландии, сколько и для Великобритании. Однако перефразирование этой истории ради массового развлечения, безусловно, должно прекратиться.
More Stories
Дата переиздания фильма принца Гарри «Запасной» вызвала споры
Раскрыта личность уличного артиста, замеченного с Крисом Мартином из Coldplay в Дун Лаогэре, и у него есть знаменитый брат
Крис Мартин неожиданно выступил с новой песней в Дублине — The Irish Times